Старые визитки

Современные люди активно пользуются визитными карточками – их вручают друг другу представители деловой среды, креативных профессий, сферы товаров и услуг. Между тем, существовали и старые визитки – этот способ предоставления информации о себе используется давно. Идеи их дизайна отличались от современных, да и технологий их создания, обработки в былые времена было намного меньше, чем сейчас.

Старые визитные карточки

С годами способы их оформления видоизменялись, для этого применялись все новые методики и возможности полиграфии. Визитная карточка имеет свою историю со своими интересными фактами и этапами развития. Некоторые идеи остаются актуальными и используемыми до сих пор.

Немного истории

Прототип визитных карточек появился еще около 5 тыс. лет назад. В истории разных стран упоминается об использовании атрибутов, позволяющих предоставлять другим людям информацию о себе. Их «прародителями» были бирки, изготовленные из глины либо кожи, на которые были нанесены имена и координаты людей. Использовались они шумерскими ремесленниками и купцами.

Клинописная табличка из глины.
Клинописная табличка из глины.

Первыми деловыми визитками были экземпляры, применяемые в Древнем Китае 2,5 тыс. лет назад. Все чиновники должны были иметь официальные карты красного цвета, на которых указаны их имя, фамилия и должность. Если они планировали нанесение делового визита, подготавливались специальные экземпляры, на которых обозначалась и его цель. Это были визитки ручной работы, следовательно, стоимость их была немалой, и позволить их себе могли только небедные люди.

Первые китайские визитки чиновников 2,5 тыс. лет.
Первые китайские визитки чиновников 2,5 тыс. лет.

Происхождению самого названия этих материалов мир обязан Франции. В этой стране они были поистине роскошными. Гравированные визитки декорировались орнаментами, изысканными украшениями, замысловатыми линиями и изображениями, гербами. Период этого рассвета визитной карточки приходится на эпоху правления Людовика XIV.

В XVI веке эти изделия покорили Италию. Первыми под их чары попали жители Флоренции и Венеции. Визитки здесь изготавливались качественные, эстетичные, ведь для тех времен Италия была одним из лидеров полиграфического дела.

С развитием печати к числу ценителей этой продукции примкнула и Германия, которая в XVIII веке тоже стала обладательницей немалых полиграфических возможностей. Одним из самых яростных ценителей этих материалов стал Иоганн Фольфганг Гете. У него была своя большая коллекция визиток. Он стал первым их коллекционером, известным истории.

Со временем такие изделия стали доступными не только для богатой европейской знати, но и для представителей среднего класса. В России их появление и получение популярности приходится на времена правления Екатерины II, которая всячески поощряла все новое. Их оформление мало отличалось от вычурного, подчеркнуто роскошного, принятого во Франции, из которой они и пришли в Россию. А для еще большего шика заказывались они преимущественно у известных художников.

Старые визитки

Концепции меняются!

К концу XIX века свойственная европейским тенденциям помпезность стала стремительно уступать минимализму. Это видно, если посмотреть дореволюционные визитные карточки, изготовленные до 1917 года. Практически у всех известных людей того времени – Лукомского, Урусовых, Трубецких, Шереметьевых – они были весьма лаконичными. Их размеры были несколько большими, чем у современных экземпляров, а выполнялись они на плотной мелованной бумаге. Но женские визитки обычно были узкими и небольшими.

Ретро визитки, мнимализм.
Ретро визитки, мнимализм.

Обычно на них наносились лишь имя и фамилия их владельца. Шрифт чаще использовали обычный, но допускалось и применение курсива, изогнутых букв. Ярким примером минимализма, граничащего с аскетичным стилем, является визитка А. С. Пушкина. На ней была нанесена только фамилия поэта – «Пушкинъ». Но он использовал два варианта оформления – для обычных встреч у него были заготовлены наборные варианты, а для аристократических раутов – гравированные.

Копия визитной карточки Александра Сергеевича Пушкина из альбома Зинаиды Ивановны Юсуповой. Поступление: из Ленинградского музейного фонда, в 1929 г. Витрина 2
Копия визитной карточки Александра Сергеевича Пушкина из альбома Зинаиды Ивановны Юсуповой. Поступление: из Ленинградского музейного фонда, в 1929 г. Витрина 2

Это интересно!

Изготовление и использование визиток – это целая культура, имеющая свои тенденции, традиции, правила вручения. Но наверняка не всем известно, что их возникновением в том виде, в котором мы их знаем сегодня, мы обязаны французским шулерам. Карточные игры в те времена были популярны, и проводились они, как правило, не на интерес. Игроки обычно знали друг друга и были людьми солидными, поэтому о возврате карточного долга беспокоиться не приходилось. Это было делом чести.

Игральные карты, с долговой распиской.
Игральные карты, с долговой распиской.

Но с появлением мошенников в карточной среде появилась необходимость записывать данные должника и сумму долга. Изначально это делалось на «рубашках» игральных карт, а потом для этих целей начали производить специальные «бланки». Однажды для одного из регулярно проигрывающих любителей азартных игр изготовили именную карту. Она и стала прототипом визитной карточки, которую мы знаем сегодня.

Визитка как произведение искусства

Многим из нас доводилось разбирать старые визитки, годами копившиеся в визитнице. Даже на их примере видно, как менялись тенденции их дизайна, форм на протяжении многих лет. Образцы из частных коллекций, состоящие в том числе из визиток известных людей, и вовсе способны поразить воображение. Многие из них действительно можно назвать произведениями искусства.

Визитка путина.
Визитка путина.

Люди, которые увлекаются этим занятием, сегодня могут даже купить старые визитки. Например, в интернете продается визитка Путина стоимостью в 650 тыс. руб. Ее владелец утверждает, что его отец лично был знаком с будущим президентом во времена своего депутатства. Коллекционирование визиток действительно может стать интересным хобби, ведь они являются частью истории, способной вызывать воспоминания.

Преемственность времен

В современном обществе старинные визитки вовсе не считаются пережитком прошлого. Многие идеи дизайна являются интересными и привлекательными, и от внимательных взоров дизайнеров это не ускользнуло. Необычные визитки – это актуально всегда, потому что они являются мощным маркетинговым инструментом. При правильной реализации этой идеи они подойдут представителям многих профессий.

Конечно, материалы в стиле ретро будут уместны для продавца антиквариата, раритетных вещей. Но использовать их можно и парикмахеру, магазину одежды, салону ювелирных изделий, мебели, свадебному салону и т. д. Нет ничего удивительного в том, что в современности находят место многие идеи из прошлого. Мода циклична, и это касается и полиграфии. Более того, выполненные в старинном стиле, визитки вызывают доверие, ассоциируясь с многолетним опытом, теплыми воспоминаниями и надежностью.

Несколько дизайнерских идей

Старинные визитки обычно выполняются в стиле ретро или винтажа. Нередко эти понятия отождествляют, но это не одно и то же. Сходство этих стилей заключается только в том, что они имитируют идеи прошлого. В остальном же, ретро – более глобальное понятие, означающее старинный стиль. Искусствоведы и дизайнеры относят к нему тенденции эпохи второй половины XIX века и первой половины XX века.

Винтаж отличается от ретро тем, что в нем делается акцент на определенные веяния различных времен второй половины XX века (включая 80-е годы), подчеркивая стиль определенными характерными и популярными в те времена деталями. Оба направления применяются в современной полиграфии, в том числе при создании визиток. Чтобы разработать дизайн материалов, стоит ознакомиться с особенностями каждого из них.

Создавая ретро-визитки, стоит учесть такие характеристики стиля:

  • Необходимо выполнять состаривание цветов, чтобы они казались приглушенными, тусклыми.
  • Чаще всего в таких визитках отсутствует графический фон. В его качестве выступает сам материал, из которого они изготовлены, а его цвет будет белым, серым, бежевым, коричневым.
  • Приветствуется наличие тематической иллюстрации.
  • Вензеля, узоры, значки, иконки – все это яркие атрибуты ретро-стиля.
  • Обратите внимание и на типографику. В старину использовались чаще всего рукописные шрифты либо шрифты в стиле леттеринг.
  • Текстура бумаги имеет огромное значение. Она может имитировать дерево, газетную бумагу, книжные страницы, натуральные фактуры.

Винтажные визитки имеют такие особенности:

  • Для них тоже важна имитация старой, немного обтрепанной, потертой бумаги. Можно использовать материалы, имитирующие основы с грубой, тканевой фактурой.
  • Характерна для этого стиля и спокойная, пастельная цветовая гамма, но позволительно наличие нарочито ярких элементов. Обычно это как раз те детали, на которых делается акцент для подчеркивания духа времени.
  • Винтажный дизайн «любит» замысловатые принты, орнаменты, кружева, узоры и прочие завитушки.
  • Изящные шрифты – еще одна особенность этого стиля.
  • Приветствуется использование геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники, ромбы и т. д.), которые можно делать крупными и яркими по сравнению с другими элементами оформления.
Современная визитка под старину.
Современная визитка под старину.

Необычные визитки в духе старины изготовит для вас типография на профессиональном оборудовании, благодаря чему они будут максимально натурально воспроизводить дух былых времен и производить неизгладимое впечатление на ваших клиентов и партнеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: